Друзья сайта
Кнопка сайта
Вы можете разместить на
своём сайте мой баннер (код приведён в текстовом поле):
Нужно скопировать и
вставить в HTML-код Вашей страницы.
|
Мои произведения
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Никкула Кляцкий
В первое воскресенье после весеннего равноденствия и
полнолуния христианский мир отмечает самый главный православный
праздник, Великий день, "празднество празднеств и торжество из
торжеств" - Святую Пасху.
Свои истоки Пасха берёт в семейном еврейском празднике
кочевников-скотоводов, приносивших в жертву ягнёнка Богу Яхве. Согласно
ритуалу, в целях защиты своих домов израильтяне смазывали косяки и
перекладины дверей кровью заколотого пасхального агнца, мясо которого в
спешном порядке съедали с пресным хлебом - опресноками. Так
празднование Пасхи перерастало в праздник Опресноков, отмечаемый
оседлыми земледельцами, и длилось семь дней. Позже ветхозаветная Пасха
стала отмечаться как день освобождения израильского народа от
многолетнего египетского рабства. В этот день было положено начало
"переходу" евреев из Египта в указанную Богом землю обетованную -
Палестину (в переводе с древнееврейского слово "пасха" означает
"переход"). Пасхальный обряд жертвоприношения агнца стал служить
напоминанием о том, как Божья кара, ниспосланная на Египет накануне
легендарного "исхода", обошла стороной все еврейские жилища, двери
которых были помечены кровью годовалого ягнёнка. Ритуал поспешного
употребления в пищу ягнёнка, причём стоя, с посохом в руке, стал
символизировать готовность израильтян пуститься в бегство. Мясо ели с
горькими травами и опресноками, вспоминая горечь рабства и радость
освобождения.
С воздвижением Соломоном Храма в Иерусалиме туда на Пасху стал
стекаться народ со всей Палестины. Трижды там был и Иисус Христос. В
канун четвёртой Пасхи, зная о своём скором распятии, Иисус Христос
устанавливает среди 12 апостолов обряд Евхаристии (причащения) -
таинство Своей плоти и крови. Это была Тайная Вечеря, последняя
праздничная трапеза Господа со своими учениками. В Новом Завете Пасха
приобретает совсем иной смысл: вместо пасхального агнца под видом хлеба
и вина Христос приносит в жертву самого себя - во имя спасения всего
человечества и искупления его грехов. Христианской церковью Пасха
определяется как день воскресения из мёртвых Иисуса Христа, который был
распят на кресте по приговору синедриона - древнеиудейского совета
старейшин, утверждённого римским прокуратором (наместником) в Иудее
Понтием Пилатом. Поскольку дни распятия и воскресения Иисуса Христа
совпали с днями еврейской Пасхи, название "Пасха" сохранилось и за
христианским праздником.
В первые века христианства верующими отмечались две Пасхи: в
честь смерти Иисуса Христа (в скорби и в строгом посте) и в честь его
воскресения (с торжеством и праздничным столом). В 325 г. на I
Вселенском Соборе Христианской Церкви (Никейском Соборе) была
установлена единая дата празднования Пасхи, которая является
переходящей, высчитывается по лунному календарю и может приходиться с 4
апреля по 5 мая. На VI Вселенском Соборе было определено время
прекращения Великого поста и начала Пасхи - в Великую Субботу, после
полуночи.
Подготовка к Пасхе православными начинается с последней, седьмой
недели Великого поста - Страстной недели (слово "пасха" с греческого
переводится как "страдание"). Каждый день Страстной недели, именуясь
Святым и Великим, напоминает верующим о последних днях жизни и
страданиях Иисуса Христа: когда он был предан Иудой, осуждён, возведён
на Голгофу, распят и воскрес.
В ночь Великой Субботы православный народ валом валит в церковь
на пасхальную всенощную (вечернюю службу). Ровно в 12 часов, с первым
благовестом большого колокола, в руках христиан зажигаются свечи и
вокруг церкви начинается крестный ход - праздничное шествие
священнослужителей и верующих с крестами, хоругвями и иконами. Во время
Светлой заутрени церковь озарена сотнями ликующих пасхальных свечей,
наполнена благоуханиями и божественными звуками песнопений хора. В
пасхальную ночь духовенство читает Евангелие на разных языках, тем
самым разнося по всему миру благую весть и великую радость о
Воскресении Господа Нашего - о преодолении смерти. Богослужение на
Пасху и на протяжении всей последующей пасхальной, Светлой недели
проходит при распахнутых царских вратах иконостаса, которые
символически указывают открытую Христом своим воскресением дорогу на
небо. У иконостаса верующие ставят заготовленную для освящения
пасхальную снедь: куличи, творожную пасху и крашеные яйца.
После церковной службы совершается христосование - обмен
поцелуями при взаимном пасхальном приветствии "Христос воскресе!" -
"Воистину воскресе!", обмениваются крашеными яйцами. В народе
окрашенные яйца прозвали "крашенки", расписанные разными узорами -
"писанки", а расписные пасхальные яйца из дерева - "яйчата". Яйцо от
первого христосования - "наисвященнейшее" - обладает охранными
свойствами, и его принято сохранять весь год, до нового христосования.
По окончании литургии честной народ расходится по домам
разговляться. За пасхальным столом праздничную трапезу начинают с
освящённого яйца. Существует народный обычай, согласно которому первое
яйцо делится на части соразмерно числу членов семьи. Совместное
употребление в пищу первого пасхального яйца способствует укреплению
семейных уз.
Объяснений тому, почему яйцо стало пасхальным символом,
множество. Согласно дохристианским представлениям, яйцо считалось
символом гроба и возникновения в его недрах новой жизни, знаком
воскресения и обновления жизни. Яйцо, окрашенное в красный цвет,
символизирует мир, обагрённый кровью Иисуса Христа, и возрождающийся к
новой жизни. По преданию, обычай дарить крашеные яйца связан с именем
святой Марии Магдалины, преподнёсшей во время проповеди императору
Тиберию яйцо со словами: "Христос воскресе!" Император был крайне
удивлён: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мёртвых? Это так же
невозможно, как не может это белое яйцо стать красным". И вдруг
свершилось чудо: яйцо стало красным, подтверждая этим истинность
Христова Воскресения.
"Христос воскресе!" - великая и радостная весть переполняет
сердца всех верующих, приобщившихся в Святую Пасху к великой и страшной
Жертве, которой Господь принёс себя за спасение каждого из нас. С
воскресением Христа открылась истина: смерть - ничто иное, как переход
к торжеству вечной жизни, которую мы все обретём, если пойдём за
Спасителем Нашим, уверовав в Его Светлое Воскресение.
© Никкула Кляцкий
© Copyright: Никкула Кляцкий, 2009
Свидетельство о публикации №1904131038
Иллюстрация: http://img-fotki.yandex.ru/get/17/golubka112007.8/0_11049_cdbe9a57_XL.jpg |
Категория: ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА | Добавил: niccula (07.12.2009)
|
Просмотров: 784
|
|